Единый портал многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края

Горячая линия 8 800 1000-900
Документ от 16.03.2012

Сборник методических и информационных материалов по МФЦ

 

 

 

 

СБОРНИК

методических и информационных материалов

по многофункциональным центрам

предоставления государственных и муниципальных услуг

(МФЦ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                     

Основные понятия

 

Государственная услуга – деятельность органа исполнительной власти, выражающаяся в совершении действий и (или) принятии решений, влекущих  возникновение, изменение или прекращение правоотношений  или возникновение  документированной информации (документа) в связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных  на них нормативными правовыми актами обязанностей.

 

Базовые признаки государственной услуги:

 

а) установлена нормативным актом

 

б) адресность – т.е. наличие конкретного лица, обратившегося за получением услуги. Даже в тех случаях, когда инициатором оказания услуги выступает государство (например, замена водительских удостоверений, регистрация по месту жительства), всегда имеется конкретное лицо, которое обращается за получением этой услуги;

 

в) связь с правами и обязанностями граждан является одним из важных признаков государственной услуги. В большинстве случаев государственная услуга является способом реализации гражданином (организацией) принадлежащих ему прав и свобод, либо способом реализации возложенной на него обязанности. Так, обращаясь за установлением статуса пенсионера, гражданин реализует право на получение пенсии и др. адресат обращения за услугой гражданина, лица без гражданства или представителя юридического лица - орган исполнительной власти. При этом, возможно, что услуга может оказываться как органом исполнительной власти, так и  по поручению ОИВ другим органом или организацией;

 

г) взаимодействие сторон в процессе оказания услуги – т.е. необходимость личного (устного или письменного) контакта органа, оказывающего услугу с получателем услуги.

 


                      

Рекомендации

по созданию и развитию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг

(разработаны Минэкономразвития РФ)

 

1.      Понятие и принципы создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг

 

1.1.      Многофункциональный    центр    предоставления    государственных    и
муниципальных услуг (далее - МФЦ) - организация, учрежденная или уполномоченная
высшим   исполнительным  органом  государственной  власти   субъекта  Российской
Федерации или органом местного самоуправления (далее - организатор МФЦ) для
обеспечения предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной   власти   субъекта   Российской   Федерации,   органами   местного
самоуправления (далее - участники МФЦ) государственных и муниципальных услуг в
режиме «единого окна».

1.2.      Принципы создания МФЦ:

реализация принципа «единого окна» при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

запрет затребования у заявителя документов и информации, имеющихся в распоряжении государственных и муниципальных органов;

стандартизация и регламентация деятельности МФЦ;

межведомственное взаимодействие органов власти, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

соблюдение стандарта комфортности предоставления государственных услуг при организации и оборудовании мест приема и консультирования заявителей;

модернизация системы предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

 

2. Цели и задачи создания МФЦ

 

2.1.      Основными целями создания МФЦ являются:

упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых, общественно значимых государственных и муниципальных услуг за счет реализации принципа «единого окна»;

сокращение количества документов, требуемых заявителю для получения государственной (муниципальной) услуги;

сокращение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг;

повышение комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг;

противодействие коррупции, ликвидация рынка посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

повышение удовлетворенности получателей государственных и муниципальных услуг их качеством;

повышение качества информирования граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ;

внедрение практики интерактивного взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

развитие и совершенствование форм межведомственного взаимодействия.

2.2.      Основными задачами создания МФЦ являются:
реализация принципа «единого окна»;

обеспечение комфортных условий для получения государственных и муниципальных услуг;

организация деятельности по полному информированию граждан и юридических лиц по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг;

отработка механизмов межведомственного обмена информации посредством внедрения информационно - коммуникационных технологий (ИКТ);

повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе, упорядочение административных процедур, административных действий и порядка принятия решений;

упрощение порядка получения заявителями услуг, в предоставлении которых совместно участвуют органы власти разных уровней (территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления), а также организации, на основе соглашений между этими органами и организациями;

обеспечение возможности оперативной и удобной оплаты государственных пошлин, сборов, других платежей, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг;

организация информационного обмена данными между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе, с использованием инфраструктуры Общероссийского государственного информационного центра;

организация информационного обмена с федеральным порталом государственных услуг, региональным сегментом портала государственных услуг.

 

3. Функции МФЦ

 

3.1. Основными функциями МФЦ являются:

организация и осуществление работы по приему документов, необходимых для получения государственной (муниципальной) услуги, по первичной обработке документов, по выдаче заявителю результата предоставления государственной (муниципальной) услуги;

обеспечение информирования и консультирования граждан и юридических лиц по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг;

организация и осуществление взаимодействия с заявителями, а также с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении соответствующих государственных и муниципальных услуг, в соответствии с заключенными соглашениями;

организация доставки необходимых документов из МФЦ в соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, участвующие в предоставлении соответствующих государственных и муниципальных услуг, а также организация доставки результатов предоставления государственных и муниципальных услуг из соответствующих ведомств или организаций в МФЦ;

организация привлечения сотрудников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления для непосредственного взаимодействия с заявителями в случаях, когда такое непосредственное взаимодействие определено законодательством Российской Федерации;

организация и обеспечение предоставления в здании (помещении) МФЦ дополнительных услуг: нотариат, оплата необходимых пошлин и сборов (отделение банка, банкомат, монетоприемник), других услуг;

обеспечение бесперебойной работы программно-аппаратных средств МФЦ, осуществление надлежащего содержания и необходимого эксплуатационного обслуживания помещений и оборудования МФЦ;

обеспечение создания и поддержание работы центра телефонного обслуживания, телефона «горячей линии» по вопросам предоставления государственных (муниципальных) услуг, Интернет-сайта МФЦ;

обеспечение администрирования информационной системы МФЦ, включая электронное управление очередью, учет количества посетителей, обслуженных в МФЦ за определенный период (день, неделю, месяц) по видам предоставляемых государственных и муниципальных услуг с указанием среднего времени ожидания приема и обслуживания;

иные функции.

 

4. Права и обязанности МФЦ. Ответственность МФЦ

 

4.1.      Для исполнения функций, предусмотренных в разделе 3, МФЦ обладает
следующими правами:

запрашивать и получать необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности;

принимать участие в межведомственных экспертных, совещательных, консультативных органах для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности;

заключать межведомственные соглашения;

давать разъяснения физическим и юридическим лицам, организациям по вопросам деятельности МФЦ;

принимать участие в разработке регламентов и стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг;

представлять предложения по совершенствованию работы МФЦ;

иными правами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

4.2.      Для выполнения функций, предусмотренных в разделе 3, на МФЦ возлагаются
следующие обязанности:

предоставлять на основании запросов и обращений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, организаций необходимые сведения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности МФЦ (при соблюдении режима использования информации);

обеспечивать целевое использование бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства;

обеспечивать защиту конфиденциальной информации, соблюдать режим ее использования;

проводить обучение сотрудников МФЦ;

соблюдать требования стандартов государственных и муниципальных услуг к качеству и комфортности их предоставления;

действовать в соответствии с административными регламентами предоставления государственных и муниципальных услуг, регламентом деятельности МФЦ, выполнять условия межведомственных соглашений;

представлять отчетность о своей деятельности.

Объем прав и обязанностей МФЦ, в первую очередь имущественные права, включая право на совершение сделок, на осуществление приносящей доходы деятельности, порядок распоряжения имуществом, приобретенным за счет доходов,

полученных от приносящей доходы деятельности, обязанность предоставлять сведения о таком имуществе и др., определяется организационно-правовой формой МФЦ.

За невыполнение, ненадлежащее выполнение возложенных прав и обязанностей МФЦ и его должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

5. Структура и механизм создания МФЦ

 

5.1.      Участники МФЦ.

Перечень (состав) участников МФЦ определяется соответствующими соглашениями об участии в деятельности МФЦ.

Участниками МФЦ могут быть:

федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, государственные услуги которых предоставляются на базе МФЦ;

органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, государственные услуги которых предоставляются на базе МФЦ;

органы местного самоуправления, муниципальные услуги которых предоставляются в МФЦ;

организации, участвующие в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;

организации, предоставляющие дополнительные услуги (нотариат, банки, юридические консультации и др.).

5.2.      Организатор МФЦ исполняет следующие функции:
утверждение перечня услуг, предоставляемых на базе МФЦ;
заключение соглашений с участниками МФЦ;

утверждение правовых актов, регламентирующих деятельность МФЦ;

обеспечение взаимодействия органов власти, участвующих в МФЦ;

согласование размещения в МФЦ сотрудников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и сотрудников МФЦ, чье присутствие необходимо для взаимодействия с получателями государственных или муниципальных услуг;

обеспечение соответствия зданий (помещений) для организации деятельности МФЦ требованиям к комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг;

определение порядка и условий пользования помещениями и иным имуществом МФЦ в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключенными соглашениями;

координация работы по правовому обеспечению деятельности МФЦ и осуществлению межведомственного взаимодействия органов, предоставляющих услуги на базе МФЦ;

организационно-правовое, методическое обеспечение организации и деятельности МФЦ;

оказание содействия в решении спорных вопросов, возникающих в процессе создания и деятельности МФЦ;

осуществление мониторинга функционирования МФЦ;

информирование граждан и юридических лиц по вопросам деятельности МФЦ;

иные функции.

5.3.      Участники МФЦ:

заключают соглашения об участии в деятельности МФЦ с организатором МФЦ; заключают соглашения о взаимодействии и соглашения об информационном обмене при предоставлении государственных (муниципальных) услуг на базе МФЦ;

реализуют административные процедуры и осуществляют административные действия в рамках исполнения государственных (муниципальных) функций и предоставления государственных (муниципальных) услуг;

принимают решения в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг на основании документов, представленных заявителем в МФЦ, в соответствии с административными регламентами, другими нормативными правовыми актами, соглашениями.

5.4.      Варианты размещения МФЦ:
в отдельно стоящих зданиях;

в части отдельно стоящих зданий (административных, торгово-развлекательных и культурных центрах), включая встроенные (пристроенные) помещения; организация мобильных отделений МФЦ.

5.5.      Организатор   МФЦ   самостоятельно   принимает   решение   о   выборе
организационно-правовой     формы    МФЦ     в     соответствии     с    действующим
законодательством.

МФЦ может быть создано в одной из следующих организационно-правовых форм:

открытое акционерное общество;

государственное (муниципальное) унитарное предприятие;

бюджетное учреждение;

автономное учреждение.

Государственное (муниципальное) унитарное предприятие, бюджетное и автономное учреждения могут иметь только одного учредителя - Российскую Федерацию либо субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование.

Открытое акционерное общество может быть создано как в рамках одного уровня власти (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием), так и путем объединенного участия Российской Федерацией, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. В последнем случае учредителями ОАО могут одновременно выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальные образования.

При принятии решения о выборе организационно-правовой формы МФЦ необходимо учитывать положения Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. № 1024, согласно которой для оптимизации количества унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия, в том числе казенного, создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно - правовой формы. В случае принятия решений о несоответствии деятельности унитарных предприятий и учреждений определенным задачам осуществляется:

преобразование унитарных предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом;

реструктуризация унитарных предприятий, включая при необходимости реализацию интеграционных механизмов;

передача унитарных предприятий и учреждений в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность;

ликвидация унитарных предприятий и учреждений.

5.6.      Основные этапы создания МФЦ.
5.6.1. Подготовительный этап:

определение перечня услуг, которые будут предоставляться на базе МФЦ;

определение участников МФЦ;

выявление ожиданий и потребностей получателей услуг;

оценка необходимого ресурсного обеспечения предоставления услуг;

определение способа организации МФЦ (выбор организационно-правовой формы МФЦ);

разработка учредительных документов МФЦ, регламентов и соглашений по порядку взаимодействия МФЦ с участниками МФЦ, разработка административных регламентов предоставления услуг, а также иных организационно-правовых документов, необходимых для создания МФЦ;

выбор места (здания, помещения) расположения МФЦ;

определение источников и способов финансирования.

5.6.2.   Создание МФЦ:

учреждение, включая государственную регистрацию юридического лица, разработка и утверждение организационной структуры МФЦ,

утверждение перечня услуг, предоставляемых на базе МФЦ;

строительство (реконструкция, капитальный ремонт) здания (помещения) МФЦ;

закупка оборудования (мебель, компьютерная техника, копировальная техника, средства связи и др.);

адаптация программного обеспечения к конкретным потребностям;

отбор и найм сотрудников МФЦ, обладающих необходимыми профессиональными навыками и знаниями;

правовое закрепление и непосредственная передача отдельных административно-управленческих процессов в рамках предоставления государственных (муниципальных) услуг (например, прием документов от заявителей, выдача результатов предоставляемых услуг заявителям) на исполнение МФЦ (аутсорсинг);

формирование системы показателей эффективности деятельности МФЦ;

определение порядка (форм и способов) контроля деятельности МФЦ;

разработка учебных материалов и программ, обучение работе с получателями услуг и техническим аспектам предоставления услуг;

организация предоставления вспомогательных услуг в здании (помещении) МФЦ (банк, нотариат, фотокопирование, фотография);

информирование получателей о новом порядке предоставления услуг.

5.6.3.   Оценка деятельности МФЦ.

При оценке деятельности МФЦ должны быть выполнены следующие работы:

выявление степени удовлетворенности получателей услуг;

оценка степени удовлетворенности потребителей услуг работой МФЦ;

выявление недостатков в работе МФЦ;

корректировка деятельности МФЦ с учетом выявленных недостатков.

 

6. Управление МФЦ. Контроль деятельности МФЦ

 

6.1.      Управление деятельностью МФЦ должно осуществляться на основании
положения о МФЦ, учредительных документов МФЦ, регламентов работы МФЦ,
административных регламентов и соглашений организатора и участников МФЦ.

6.2.      Основными принципами управления и контроля МФЦ должны стать:
гибкость - реакция на внешние и внутренние условия;

планирование и выработка решений - принятие наиболее эффективных решений в соответствие с целями создания МФЦ; непрерывное развитие; создание благоприятной обстанов

Автор: не указан